Авария Space-X. Это провал или успех?

[embed]http://www.youtube.com/watch?v=ecLdz1p-_Rw[/embed]

Недавно при посадке взорвалась первая ступень ракеты Falcon 9. Первая -- означает, что именно она делает основную работу по разгону полезного груза. Традиционный подход к отработанным ступеням такой: их отстыковывают и они сгорают в атмосфере.

Так работают наши ракеты и те, что используют американцы, покупая наши двигатели РД-180.

Space X

Это частная компания, которая работает по подряду НАСА над разработкой ракеты-носителя.

Илон Маск, руководитель компании Sapce-X, поставил своей целью максимально удешевить вывод груза в космос. Поэтому он решил, что хорошо бы использовать первую ступень много раз.

a1ff5b22847db2618ec3

Несмотря на то, что фактическая цена ракеты в разы превышает предполагаемую вначале, это было бы здорово для американцев иметь свою ракету, близкую по эффективности к российским разработкам. И отказаться от унизительной зависимости от Роскосмоса, когда даже в условиях естких санкций, США не может отказаться от наших РД-180.

Что получилось?

На данный момент (январь 2016) Space-X совершило более 20 успешных коммерческих запусков, что совсем неплохо для компании появившейся из ниоткуда. Закрадываются подозрения, что частная контора -- лишь прикрытие для оправдания расходов госбюджета на разработку. Но, это не так важно.

Важно, ракета действительно летает и доставляет грузы на орбиту

Кстати, посадка на твердую поверхность тоже уже отработана довольно хорошо. Проблема возникла при посадке на плавучую платформу. Что, объективно сложно.

Слабые стороны проекта

Несмотря на то, что одной из главных задач проекта Falcon 9 -- скорее всего ракета получется дорогой и неэффективной.

Цена полета

Вопрос, сколько стоит полет Фалкона, на данный момент остается без ответа. Возможно, его стоимость на столько же дороже Союза, на сколько килограмм груза, доставленного Драконом, дороже килограмма, доставленного Прогрессом. Может быть, запуск Фалькона дешев, и SpaceX получает баснословную прибыль. А возможно, запуск Фалькона на столько дорог, что даже американские расценки не позволяют SpaceX выйти в ноль, и она держится на заемных средствах за счет биржевого пузыря. SpaceX зарегистрирована как private-компания. Ее акции не обращаются на бирже, поэтому она не обязана публиковать финансовые отчеты. Вопрос "сколько стоит запуск Фалькона" на данный момент остается без ответа.

Полезная нагрузка

Новейшая модификация «Falcon-9» весом в 540 тонн вывела на околоземную орбиту 11 спутников по 172 кг, итого — менее двух тонн полезной нагрузки. Например, классический советский «Протон-М» массой 705 тонн может доставить на орбиту почти семь тонн и 3,7 тонны — на геостационарную (в описаниях «Фалькона» почему-то про геостационарную орбиту скромно умалчивается).

Если без возвращения первой ступени, то эффективность будет примерно той же, что и у Протона, но с возвратом -- он начинает пролигрывать.

И это, извините, разработка 1965 года.

Частная компания Space-X

Сам Илон Маск вложил в компанию около 100 млн. долларов, примерно столько же -- частные инвесторы. Остальные 5-6 млрд. -- государственные субсидии. Так что говорить о частном проекте: «энтузиасте, мечтающего о космосе, который сам осуществил свою мечту» -- не приходится. Структура инвестиций в компанию Space-X

 

Заключение

Вот проект, о котором с горечью вспоминаешь в этом контексте -- это наш Буран.

При проектной стартовой массе около 105 тонн ОК "Буран" может выводить на рабочую орбиту до 30 тонн полезного груза и возвращать с неё на Землю до 20. Отсек полезного груза позволяет разместить груз длиной до 17 и диаметром до 4,5 м. ОК имеет диапазон высот рабочих орбит от 200 до 1000 км при наклонениях от 51 до 1100, расчётную продолжительность полёта 7-30 суток».

Это к вопросу о неэффективности плановой экономики и невидимой руке рынка.